Сайт педагога-психолога МДОУ детский сад №35 "Вырастайка"

Игры детям для снятия напряжения

1. Игры на основе нервно-мышечной релаксации.

«Муравей»

Цель:снять эмоциональное напряжение.

Процедура проведения.Все дети и взрослый сидят на ковре. Ведущий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим - вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)

«Мороженое»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения.Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Ведущий: «Вы - мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела...»

«Поймай бабочку»

Цель:нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Процедура проведения.Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Улыбка»

Цель:снять напряжение мышц лица.

Процедура проведения.Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

«Холодно - жарко»

Цепь:снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения. Ведущий: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер...» (Дети повторяют действия.)

«Сорока-ворона»

Цепь: снять эмоциональное напряжение.

Процедура проведения.Дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова-потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.

Сорока-ворона кашу варила,

 Сорока-ворона деток кормила,

 Этому дала, и этому дала,

 И этому дала, и этому дала.

 А самому маленькому -

 Из большой миски

 Да большой ложкой.

 Всех накормила!

«Самолет летит, самолет отдыхает»

Цель:снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.

Процедура проведения.Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолетики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслабленными - самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.

«Игра с шарфиком»

Цель:снять напряжение мышц лица.

Процедура проведения. Взрослый говорит: «Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот пришла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу».

«Шишки»

Цепь:снять напряжение.

Процедура проведения. Ведущий говорит: «Вы - медвежата, а я мама- медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо сделать) и с силой сжимаете в лапах». Дети играют. Ведущий: «Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам...».

«Лягушонок»

 (Перед выполнением упражнения нужно помыть руки!)

Цель:снятие напряжения мышц лица.

Процедура проведения.Ведущий рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.

 Вот понравилось лягушкам:Взрослый и дети осторожно пальцами

 Тянут губы прямо к ушкам!растягивают улыбку к ушкам

 Потяну - перестану и нисколько не устану!  «Отпускают» улыбку

 Губы не напряжены и Пальчиком руки проводят по

 рас-слаб-ле-ны... расслабленным губам сверху вниз.

«Хоботок»

 (Перед выполнением упражнения нужно помыть руки!)

Цель:снять напряжение

Процедура проведения.Ведущийрассказывает стихотворение и показывает движения к нему.

 Подражаю я слону:Взрослый и дети тянут губы «хоботком»

 Губы «хоботком тяну.

 А теперь их отпускаюВозвращаются в исходное положение

 И на место возвращаю.

 Губы не напряжены и Пальчиком руки проводят

 рас-слаб-ле-ны... по расслабленным губам сверху вниз

«Лимон»

Цель:снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения.Ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.

«Потягушечки»

Цель:снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения.Ведущий предлагает всем поспать, от­дохнуть. Дети собираются в круг, садятся на корточки, закрывают глаза. Ведущий (через несколько секунд): «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Ведущий: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз.

2. Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.

«Согреем бабочку»

Цель:достичь релаксации через дыхательные техники.

Процедура проведения.Дети сидят в кругу на стульях. Ведущийпоказывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Психолог рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

«Воздушный шарик»

Цель: развить у детей способности расслабления мышц живота.

Процедура проведения.Дети стоят в кругу. Ведущий: «У меня в руках воздушный шарик. Посмотрите, как я буду его надувать (надувает настоящий воздушный шарик, а затем сдувает его). А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик  сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем животик, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте ручкой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик. Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох - выдох, еще один вдох - выдох. Молодцы!»

«Часики»

Цель:снять психоэмоциональноенапряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона.

Процедура проведения.Ведущий: «Ребята, а вы видели часики?

 У кого они есть? А хотите, мы сегодня с вами будем показывать часики? Встаньте прямо, ножки слегка расставьте так, чтобы машина между ними могла проехать, руки опустите. Мама часики завела, и они стали тикать: «Тик-так!».  Размахивайте прямыми руками вперед и назад. Устали часики,остановились, отдыхают... Мама снова завела часики, и они снова стали тикать». Дети и ведущий размахивают руками, говорят: «Тик-так».

Хочу обратить Ваше внимание на то, что монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции!

«Каша кипит»

Цель:снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники.

Процедура проведения.Ведущий:«Поставила мама кашу варить и ушла.А каша сварилась и закипела. Вы знаете,как каша кипит? Давайте покажем. Однуручку положим на животик, другую - на грудь. Втянули животик - набрали воздух. Говорим громко: "ф-ф-ф", - выпятили животик. Вот как каша кипит!»

Хочу обратить Ваше внимание на то, что сжимание мышц кистей рук также затормаживает отрицательные эмоции!

3. Игры с прищепками

«Игры с прищепками»

Цель:снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развитькоммуникативную функциюречи.

Процедура проведения.Ведущий показывает детям прищепки и рассказывает о предназначении их в быту, предлагает поиграть с ними – показывает, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю коробки, сопровождая действия словами:

 Наша мамочка устала,

 Всю одежду постирала,

 Милой маме помогу,

 Все прищепки соберу.

(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

 Затем ведущий показывает, как прищепка может открывать и закрывать «ротик». Далее прищепка «превращается» в волка:

 Серый волк – зубами щелк.

 Не боимся тебя, волк!

(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

«Зайчик и собака»

Цель:снять напряжение, развить коммуникативную функциюречи, развитьвоображение.

Процедура проведения. Ведущий рассказывает известное стихотворение и выполняет действия с прищепкой.

 Раз, два, три, четыре, пять – Пальцы левой руки показывают «зайчика»

 Вышел зайчик погулять.

 Вдруг охотник выбегает  Правая рука открывает и закрывает

 И собаку выпускает. прищепку, изображая, каклает собака

 Собака злая лает,

 Зайчик убегает. Левая рука убирается за спину

«Интересный разговор»

Цель:снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.

Процедура проведения.У детей в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:

 Лягушонок: «Квак-квак!»

 А утенок: «Кряк-кряк!»

 Все сказали, все спросили,

 Хорошо поговорили!

«Лиса»

Цель:снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.

Процедура проведения.Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста.

 Хитрая плутовка, рыжая головка,

 Ротик открывает, зайчиков пугает.

 (Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

«Крокодил»

Цель:снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.

Процедура проведения.Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:

 В зоопарке воробей пообедал у зверей,

 А зубастый крокодил чуть его не проглотил.

 (Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

«Гусь»

Цель:снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.

Процедура проведения.Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:

 Га-га-га, - гогочет гусь, -

 Я семьей своей горжусь.

 (Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

Птичка»

Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.

Процедура проведения.Дети и ведущий сидят за столами. У каждого в руках по одной прищепке и фантики, скрученные в «конфетку». Взрослый сопровождает действия с прищепкой проговариванием стихотворного текста. Дети повторяют текст и движения за ведущим.

Птичка клювом повела,Рука с прищепкой поворачивается

 из стороны в сторону

 Птичка зернышки нашла,Другая рука показывает ладошку

 с воображаемыми зернышками

 Птичка зернышки поела, Пощипывание прищепкой ладошки

 Птичка песенку запела.Прищепка ритмично открывает и

 закрывает ротик» – поет.

 Взрослый и дети напевают: «Ля-ля-ля!»

14 сентября 2019 в 22:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.