Что не следует делать?
Важно помнить, что состояние ребенка напрямую зависит от эмоционального состояния родителей. И чем младше ребёнок, тем крепче эта связь!
- Не ожидайте от ребёнка самостоятельной адаптации к такой ситуации. Ему требуется ваше внимание, забота и понимание. Будьте терпеливы к проявлениям чрезмерной активности и большому количеству вопросов от ребёнка.
-Не стоит пытаться оставить «всё как было», не объяснять ребёнку причин происходящих изменений.
-Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
Общее чувство тревоги, возникающее по любому поводу
Почему возникает?
При резком изменении привычного ритма жизни ребёнок не успевает адаптироваться. Смена событий происходит слишком быстро и непонятно. Однако ребёнок чувствует эти изменения и ваше напряжение. Это вызывает постоянное ощущение встревоженности.
Как проявляется
Ребёнок может быть более капризным, чем обычно. Возникает частая смена настроения, активности (от чрезмерно активного поведения, до состояния вялости и бездействия).
-Характерным для ребёнка будет частая смена, незаконченность или прерывание игр или другой деятельности. В такой ситуации возникает невозможность сконцентрироваться на чем-то одном и довести дело до конца.
-Возникает потребность в более частом физическом контакте с родителем (обнять, погладить, «посидеть на ручках», совместный сон и пр.), а также быть рядом (играть на кухне, когда вы готовите, побыть рядом, когда ребёнок делает уроки и т.д.).
-Могут появляться страхи, «плохие сны». Так психика ребёнка пытается справиться с состоянием, придавая ему более понятный вид.
Что делать?
- Обращайте внимание на изменения своего состояния и поведения, на то, что тревожит и беспокоит именно вас. Если вы чувствуете беспокойство и рассеянность, то в таком состоянии вы можете беспричинно раздражаться и ругаться. Ребёнок почувствует изменения (его поведение в ситуации тоже будет меняться), он может задавать вопросы о том, что с вами случилось. Важно честно и доступно объяснить ребёнку, что сейчас с вами происходит, и что это не его вина.
- Если вы чувствуете напряжение или раздражение, постарайтесь восстановить свое состояние. Для этого можно сделать простые дыхательные упражнения, направленные на расслабление (например, «вдох» на 4 счета – задержка дыхания на 2 счета – «выдох» на 6 счетов).
-Обращайте внимание на то, как изменилось поведение ребёнка, что он говорит и во что играет. Эти изменения могут быть связаны с ситуацией. Страх проявит себя в отрицательном персонаже игры или сюжете, помогите ему доиграть до конца.
- Если ребёнок просит внимания или физического контакта, постарайтесь реализовать эту потребность. Однако помните, что в условиях самоизоляции вам также необходимо выделять время «на себя», чтобы восстановить силы.
-Чётко соблюдайте режим дня ребенка (подъём, утренняя гигиена, завтрак и т.д.).
- Больше поясняйте ребёнку происходящее вокруг (особенно если он этого просит). Важно, чтобы ребёнок был включен в круг интересов, дел семьи.
Что делать не следует?
-Пренебрегать фантазиями ребенка. Всё, что он говорит и делает, – его способ разобраться и справиться с происходящей ситуацией.
- Ругать ребёнка. Старайтесь объяснять, что так делать не надо, и предлагать правильные формы поведения.
- Взаимодействовать с ребёнком в состоянии эмоционального возбуждения.
- Запрещать ребёнку играть, даже если сюжет игры вас тревожит, например игра «в больницу, куда доставляют заражённых». Помните, что в играх дети (особенно дошкольники) часто перерабатывают тревожащие их мысли и впечатления. Тоже относится к рисованию и другим видам творчества.
Ситуационная тревога, тревога из-за чего-то конкретного
Почему возникает?
У ребёнка такая тревога может возникать в связи с получением новой информации, которая может быть воспринята как угрожающая или непонятная.
Как проявляется
Внешне это состояние проявляется так же, как и общая тревога, однако, она менее продолжительна и имеет чёткое начало и конец.
Что делать?
- Отслеживайте какая информация может быть услышана или увидена ребёнком. Старайтесь максимально доступно пояснять ребёнку то, что он услышал. Спросите у ребёнка, уточните, что именно вызывает тревогу и дайте чёткие, понятные пояснения. Избегайте ухода от ответа и расплывчатых формулировок.
-Избегайте конфликтов в присутствии ребёнка. А если конфликт произошёл – объясните, что произошло в понятной для него форме. Обязательно скажите, что это не его вина.
- Добавьте положительных впечатлений в ваш день (включите музыку, мультфильмы, детские или семейные фильмы и т.д.).
Что делать не следует?
-Просматривать новостную ленту или обсуждать новости при ребёнке.
-Специально удалять ребёнка при необходимости обсудить что-то. Ответьте ребёнку на те вопросы, которые его тревожат. А для «взрослых» разговоров найдите время и место, когда ребёнок вас не слышит и занят другими делами. Взаимодействовать с ребёнком в состоянии эмоционального возбуждения.