Сайт педагога-психолога МДОУ детский сад №35 "Вырастайка"

Как слова родителей влияют на судьбы детей

Часто родители не задумываются над тем, как их фразы влияют на дальнейшую жизнь ребёнка. И это большая ошибка. Что вообще нельзя говорить, от каких фраз в лексиконе нужно избавляться и о том, как это сделать, – рассказывает детский и семейный психолог, автор проекта «В контакте с ребёнком» Юлия Данилова.

Я начну с небольшого, но очень яркого и наглядного примера тому, как словом можно определить судьбу ребёнка.

В гипермаркете девочка лет пяти случайно уронила с прилавка товар. Что-то разбилось. Мама стала на неё сильно кричать. Помимо того, что у неё "руки не из того места растут", была фраза: "Лучше бы тебя совсем не было!".

Ребёнок до восьми лет, когда слышит подобное, не анализирует ситуацию. Он не размышляет таким образом: «Ну, наверное, маме сейчас плохо. Мои бабушка с дедушкой воспитали её так, что она постоянно беспокоится о том, что о ней подумают другие люди. Бедная мама! Её чувство вины и агрессия не дает ей в полной мере проявить ко мне любовь в этой банальной ситуации! Ведь с кем не бывает! Да. Я пожалуй, была несколько невнимательна, с кем не бывает! Но совершенно не сделала ничего плохого. По крайней мере, намеренно».

На самом деле мысль самого близкого человека о том, что лучше бы его и вовсе не было, тем более так сильно эмоционально заряженная, не подвергается критике и становится собственным убеждением

Ребёнок начинает думать так же: "Лучше бы меня не было!". Потому что ребёнок принимает все слова за правду. Всю информацию о себе он получает от родителей. Помните, «как корабль назовешь, так он и поплывет»?

Теперь в ребёнке живёт программа: "Будет лучше, если меня не будет". Какое будущее у этого ребёнка? Когда я в детстве отдыхала в пионерском лагере, в нашем отряде был мальчик, который себя без конца ругал, что бы он ни сделал. Называл себя и дураком и растяпой. За смену он сломал себе ногу. Его покусали пчёлы. В скором времени я узнала, что он погиб. Несчастный случай. Как думаете, почему? Никакая не порча. Родительские послания так работают.

Поэтому когда мы разбираем эти слова на консультации, мамы просто отказываются верить в то, что это всерьёз и на самом деле так работает. Потому что им становится страшно. Они-то как раз хотели, чтобы их ребёнок стал благополучным.

К чему приводят негативные родительские послания

· "У тебя руки не из того места растут!" – беспомощность, апатия, лень, бездействие, несамостоятельность, неуверенность в своих силах.

· "Прекрати умничать!", "Молчи, - за умного сойдешь!", "Не будь выскочкой! Будь как все!" – ребёнок не имеет своего мнения. Нет интереса к познавательной деятельности. Нет инициативы. Ребёнок не проявляет свои способности. Подавляются лидерские качества, индивидуальность, харизма ребёнка. Ребёнок не может проявить свои таланты.

· "Не реви, не плачь!" – отрицание чувств ребёнка. Нарушается рефлексия, самоанализ. Ребёнок не видит и не понимает своих чувств. Закрыта интуиция. Человек не может управлять своим эмоциональным состоянием. Негативные чувства разрушают организм изнутри (психосоматические заболевания).

· "Не трогай, лучше я сама все сделаю!" – ребёнок перестаёт что-либо делать, даже когда его просят. Беспомощность, безответственность, пассивность, несамостоятельность, инфальтивность.

· "Что прилип, как банный лист?! Отвяжись от меня!" – ребёнок теряет интерес к общению. Отстраняется, замыкается.

· "Ты ещё мал для этого!" – инфальтивность. Окружающие будут относиться к нему как к ребёнку. Он не станет взрослым. Безответственность. Несамостоятельность. Отсутствие мотивации к действию. Ведомый. Нуждается партнёре с функцией родителя.

· А вот Петя уже давно делает это..." — комплекс "Я недостаточно хорош" Неуверенность, низкая самооценка. Стремление попадать в ожидания окружающих, чтобы заслужить любовь. Нет чувства собственного достоинства.

Что заставляет родителей произносить фразы, заведомо программирующие ребёнка на неудачи

Воспитание родителей. Мы живем родительскими посланиями, убеждениями и установками о том, каким должен быть ребёнок. Эти установки и убеждения, нас сильно ограничивают, чтобы быть счастливыми, радостными и здоровыми. И, конечно, если мы сами не являемся счастливыми, то не можем сделать счастливыми ребёнка.

Моя мама любит повторять: "Если у вас все будет хорошо, то и буду довольна". Может это хороший способ переложить на детей ответственность за свое состояние, но нет. Закономерность обратная: "Если я как мама, как женщина, человек счастлива, я передаю своим детям послание: "Жить - это радостно, интересно и здорово!"

Убеждения ограничивают от того, чтобы реализовать свои мечты, чтобы жить той жизнью, которая нравится. От того, чтобы выстраивать хорошие комфортные отношения с любым человеком.

Примеры негативных убеждений или родительских посланий:

· «Ты должен делать то, что говорят!»

· «Я лучше знаю, что тебе надо!»

· «Старших нужно уважать!» – а младших? Нарушение личных прав на уважение, на свое мнение, на свою ошибку, на свой опыт, нарушается поисковая активность, прерывается деятельность ребенка. Впоследствии - беспомощность, бездействие, апатия, лень.

· «Мужчины не плачут!» – нарушается природный механизм разрядки чувств. Отражается на здоровье, копятся психические травмы, чувства могут выходить не в то время, не в том месте, небезопасным образом.

· «Меня пороли, и ничего – вырос хорошим человеком» – во-первых, мы не знаем, что было бы, если бы не пороли. Утверждение "хороший человек" тоже требует исследования. А физическое наказание ведет к накоплению агрессии и стремлению разрядиться на более слабом. Также нарушаются права на безопасность в первую очередь.

· «Хороший мальчик, хорошая девочка так не поступает» – развивается комплекс, или как еще говорят дистресс "Я недостаточно хорош". Неуверенность, безинициативность, страх не попасть в ожидания.

Может быть в дошкольном возрасте вы ещё не так акцентируете внимание на определённом поведении ребёнка, но уже в 1 классе родители жалуются: «Он ленивый», «не хочет учиться», «агрессивный», «залипает на гаджетах», «его ничего не интересует», «на все реагирует протестом». А почему? Потому что мы все это уже говорили своим детям и не по одному разу. Нужно понять, в чём корень такого поведения родителей. А корень как раз в наших убеждениях, которыми живём мы и которыми живут уже и наши дети.

Когда ребёнок не соответствует нашим убеждениям о том, как он должен поступать, у нас возникают негативные чувства и даже пропадает любовь

На консультации я прошу составить список поведения ребёнка, которое раздражает. Мамы без промедления пишут несколько страниц. Когда задаю вопрос: "Что вы любите в своём ребёнке?" - замешательство, пауза. "Ну, не знаю!" А тогда как ваш ребенок об этом узнает? Где ваша любовь?

Когда я разговариваю с детьми, они говорят, что мама их не любит:

- Почему? - Спрашиваю я.

- Потому что кричит. Потому что ругает. Потому что не играет.

Ребёнок делает вполне логичные выводы.

А мамы говорят:

- Да, я всё понимаю. Я знаю, что нельзя кричать на ребёнка. Но я не могу, не справляюсь с собой!

Как выйти из замкнутого круга ожиданий к ребёнку и разочарований от реального поведения

Это большая индивидуальная работа по исследованию собственных родительских посланий, ожиданий ваших родителей по отношению к вам, ожиданий к самой себе и к ребенку. Это работа по принятию себя, по прощению собственных родителей, по отказу от ожиданий по отношению к своему ребёнку.

Тогда ваши дети не станут поступать и заканчивать вуз для того, чтобы показать вам диплом и уйти в другую профессию. Они будут проявлять интерес ко многим вещам, несмотря на то, что вам не нравятся их увлечения. Они будут самостоятельным и ответственными, потому что вы из-за собственно страха не будете контролировать каждый их шаг своими телефонными звонками.

Что можно сделать самостоятельно:

· Запишите основные моменты вашего общения с ребёнком на диктофон и проанализируйте их на предмет родительских посланий.

· Вспомните, что говорили вам ваши родители, о том, каким должен быть ребенок, то есть их ожидания по отношению к вам.

· Пропишите ваши ожидания по отношению к себе.

· Пропишите ваши ожидания по отношению к ребёнку.

· Сравните списки и найдите закономерности.

· Сознательно убирайте из лексикона фразы с негативными посланиями.

· Придумайте негативным посланиям позитивную альтернативу.

23 ноября 2020 в 22:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.