Сайт педагога-психолога МДОУ детский сад №35 "Вырастайка"
Три вопроса, которые не надо задавать ребенку после садика!Как правило, забирая ребенка из детского сада, родители всегда задают ряд "дежурных" вопросов воспитателю и самому ребенку. Так родители проявляют заботу о том, как малыш чувствует и ведет себя в саду. Особенно много вопросов возникает, когда ребенок только адаптируется к детскому саду. Однако не всегда взрослые осознают, что задавая определенные вопросы изо дня в день, они вместо пользы вредят самому ребенку: дают вредные установки и даже вызывают чувство тревоги. В этой статье расскажем, о чем же всё-таки не стоит спрашивать ребенка каждый раз, когда Вы забираете его из детского сада. 1. "Что ты сегодня кушал?" Почему-то почти каждая мама (ну и, конечно же, бабушка!) считает своим долгом поинтересоваться у ребенка (и на всякий случай, у воспитателей и нянечек), чем и как он сегодня питался в саду. Некоторые учиняют настоящий допрос с пристрастием "ел кашу?", "весь суп съел или половину", "а булочку съел?" и т.д. Подобные вопросы задаются с такой интонацией, что каждый совестливый ребенок должен обязательно ощутить вину или гордость в зависимости от того, съел он весь суп или нет. 2. "Тебя сегодня никто не обижал?" Сам этот вопрос уже содержит в себе посыл ребенку о том, что детский сад - это враждебное и опасное место, где его каждый день могут обидеть. Когда взрослый задает этот вопрос, ребенок невольно концентрируется на негативе, обидных действиях одногруппников, тем самым напрягаясь и расстраиваясь. Некоторые могут даже неосознанно или осознанно провоцировать других на то, чтобы его "обидели" и было о чем рассказать маме вечером (ведь он всегда спрашивает!). Это вовсе не значит, что не нужно пытаться установить, комфортно ребенку с одногруппниками или нет. Просто нужно по-иному формулировать вопросы. Например, чаще спрашивать с кем и во что играл ребенок в саду. Если имела место какая-то серьезная ссора или конфликт, это обязательно "всплывет" в разговоре. 3. "Ты себя хорошо вел? Точно?" Редко кто из дошколят может ответить на этот вопрос отрицательно, даже если "плохое" поведение действительно имело место. В лучшем случае малыш расскажет, кто и за что его "наказал". Но вряд ли он сразу сможет дать адекватную оценку своему поведению. Эффект от этого вопроса сопоставим с другим дежурным вопросом, который родители часто задают ребенку, который уже ходит в школу: "ну как успехи?". Взрослые не всегда понимают, какое психологическое давление они оказывают на детей такими вопросами. Ребенок начинает думать, что родителям важно, чтобы его поведение всегда было только "хорошим" (по их меркам), а также, чтобы всегда были какие-то "успехи" (чтобы было о чем рассказывать). Иначе - родителям не интересно. На самом деле нужно прививать ребенку понимание того, что рассказывать нужно и о неудачах, и о плохих поступках, для того чтобы сделать выводы и вместе решить, как следует их исправить. Это также важная часть воспитания - умение говорить об ошибках. Многие взрослые, дочитавшие эту статью до конца (мы польщены!), зададут логичный вопрос: а о чем же тогда спрашивать? Достаточно задавать такие вопросы, которые побудят ребенка ответить развернуто, поделиться эмоциями, впечатлениями, поразмышлять. Например, "что было сегодня самым интересным?", "с кем тебе сегодня больше всего понравилось играть?", "что нового узнал?", "чему ты сегодня научился?", "что тебя сегодня расстроило?" и т.д. 22 апреля 2021 в 20:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.