Сайт педагога-психолога МДОУ детский сад №35 "Вырастайка"

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей.

 Методика представляет собой детский тест тревожности,разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки иВ. Амен. Проективный тест  исследует характерную для ребенка тревожность втипичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личностипроявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается какчерта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека напсихологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательныеследствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка,направленной на достижение успехов. Высокая тревожностьчасто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самымпрепятствует стремлению к достижению успеха.

Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будеттак же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит ототрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях.Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности исоответствующее поведение ребенка.

Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенкак определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношенийребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика"Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей:

Инструкция.

В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгойпоследовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий ккаждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания (см. вобработке к тесту)

Тестовый (стимульный) материал. Рисункидля девочек.

Тестовый (стимульный)материал. Рисунки для мальчиков.

 Обработка.

Рис.1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо,веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рис.2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет уэтого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой ималышом».

Рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:веселое или печальное?»

Рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселоеили печальное? Он (она) одевается».

Рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этогоребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Рис.6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет уэтого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».

Рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселоеили печальное? Он (она) в ванной».

Рис.8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселоеили печальное?»

Рис.9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:веселое или печальное?»

Рис.10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этогоребенка: веселое или печальное?»

Рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этогоребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:веселое или печальное?»

Рис.13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этогоребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Рис.14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этогоребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказыванияфиксируются в специальном протоколе.

 

Рисунок

Высказывание

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

Ему надоело играть

+

 

2. Ребенок и мать с младенцем

Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой

+

 

3. Объект агрессии

Хочется ударить его стулом.
У него грустное лицо

 

+

4. Одевание

Он пойдет гулять. Надо одеваться

+

 

5. Игра со старшими детьми

Потому что у него дети

+

 

6. Укладывание спать в одиночестве

Я всегда беру спать игрушку

 

+

7. Умывание

Потому что он умывается

+

 

8. Выговор

Мама хочет уйти от него

 

+

9. Игнорирование

Потому что тут малыш

+

 

10. Агрессивность

Потому что кто-то отбирает игрушку

 

+

11. Собирание игрушек

Мама заставляет его, а он не хочет

 

+

12. Изоляция

Они не хотят играть с ним

 

+

13. Ребенок с родителями

Мама и папа гуляют с ним

+

 

14. Еда в одиночестве

Пьет молоко, и я люблю нить молоко

+

 


Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются анализу,который имеет две формы: количественную и качественную.

Ключ, интерпретация.

Количественный анализ.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ),который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов(печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональныхнегативных выборов х100%

                                      14

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Ребенок анализируется индивидуально. Делаются выводы относительновозможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей)ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»),6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»).

Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор,вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ.

Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенныхна рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким и

3 сентября 2015 в 21:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.